Главное менюО школе
Программа развития
Воспитательная система
Герб и гимн школы
Статьи о школе
Фото школы
Школьные газеты

 
     Воспитательная система:

Воспитательный потенциал учебного заведения и окружающей его среды.

В воспитательный коллектив школы входят педагоги, администрация, классные руководители, педагоги дополнительного образования, общественные организации, родители (см. приложение). Отношения между ними строятся на тесном сотрудничестве и взаимодействии.

Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Их научно-методический багаж ежегодно пополняется благодаря функционированию методических объединений, работе в ТОМОШ, на курсах повышения квалификации по совершенствованию своего профессионального мастерства, самостоятельной деятельности.

Для наибольшего развития творческих способностей в школе созданы достаточные условия: широкая сеть кружков художественно-эстетической направленности («Вязание», «Изостудия», «Мозаика», «Технический», «Конструирование и моделирование одежды»), спортивных секций, клубов патриотической направленности «Поиск», экологической - «Эколог», знания родного края. Всего в детских объединениях занято более 180 учащихся.

Воспитательные возможности расширяются благодаря работе филиала Алексеевской детской музыкальной школы. На базе нашей школы открыто три отделения: «Фортепиано», «Баян», «Хореография» от Школы Искусств; кружки от Дома детского творчества; станции «Юных техников», в которых занято 42 ученика. Дополнительное образование играет огромную роль в образовательном процессе нашей школы, помогает ребенку:

  • удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки программы;
  • выявить и развить свои потенциальные творческие возможности;
  • испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишен в основной учебной деятельности;
  • определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;
  • научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, получить разнообразный социальный опыт;
  • самоутвердиться социально-адекватным способом.

Творческая работа ученика и учителя проявляется в результатах различных конкурсов. Учителя школы постоянно становятся лауреатами районного конкурса «Учитель года», школьная изостудия в последние годы занимает призовые места в районных конкурсах. Учащиеся кружка «Вязание» - победители конкурса, посвященного 275-летию Белгородской губернии. Спортивные достижения отмечены почетными грамотами, дипломами на зональном, районном и областном уровнях.

С 1987 года в школе плодотворно функционирует краеведческий музей, который посетило уже более трех тысяч гостей. В 2000 году школьный музей признан лучшим сельским музеем области и награжден Дипломом I степени, в 2002 году - Почетной грамотой в конкурсе «Поле русской славы», посвященном 60-летию победы на Курской дуге.

В 2002 году творческий коллектив учащихся клуба «Поиск» награжден Почетной грамотой за участие в областной краеведческой акции «Мое село в истории Белгородской области». По итогам работы в 2003 году музею присвоено звание «Школьный музей».

Воспитательное пространство школы включает сельский Дом культуры, филиал сельской библиотеки №31, историко-литературный музей имени
Н.В. Станкевича, сельскую администрацию, родителей, с которыми школу связывают тесные и плодотворные взаимоотношения.

Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности школы

К числу сильных сторон организации воспитательного процесса и организации жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет следует отнести:

- эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности по методике профессора
Щурковой Н.Е., сотрудничество с которой школа начала в 1991 г.;
- ежегодный рост удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе – важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в учебном заведении;
- обогащение теоретического и технологического арсенала педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой, личностно-ориентированной;
- формирование индивидуальности школы с привлекательными и неповторимыми чертами.

В ходе педагогической деятельности использовались методы диагностики, которые позволили изучить вопрос об удовлетворенности учащимися школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношения учащихся и родителей к школе (см. приложение).

В результате выяснилось, что не все в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе коллективного обсуждения и диагностической деятельности выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества:

  • недостаточно используются возможности системного подхода в воспитательной деятельности некоторых классных руководителей;
  • не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками и педагогами;
  • в образовательном и воспитательном процессе недостаточно учитываются индивидуальные особенности личности ребенка, состояние его здоровья;
  • не все резервы использованы в организации ученического самоуправления;
  • нет еще четкой системы в планировании совместной деятельности школы и социального окружения.

В результате наметились тенденции в организации образовательно-воспитательного процесса:

  • стремление учащихся к самовыражению и к самоутверждению посредством различных форм деятельности;
  • действенность традиций школы;
  • понимание важности воспитательной работы с учащимися, педагогами, родителями, представителями социального окружения.

Ценностные ориентиры воспитательной системы

Мы стремимся, чтобы выпускник школы обладал личностными качествами, которые могут быть востребованы в недалеком будущем. В школе было проведено изучение уровня воспитанности, определившего приоритеты в воспитательной деятельности коллектива.

Цель: выявление и развитие способностей каждого школьника в формировании духовно богатой, нравственной, гармоничной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Задачи:
1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир народной культуры со знанием истории своего края.
2. Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
3. Дальнейшее развитие и совершенствование в системе дополнительного образования в школе. Создание блоков дополнительного образования.
4. Межведомственное взаимодействие и координация всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащегося, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов педагогики.
6. Использование всех возможных средств в воспитании у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
7. Развитие форм ученического самоуправления.
8. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических веществ.
9. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.
Исходя из целей и задач воспитательной системы, мы создали образ выпускника как главного целевого ориентира в учебно-воспитательной работе школы. 

Ключевыми понятиями в практической деятельности являются: «развитие», «нравственность», «система», «творчество» и «доверие». Они стали принципами жизнедеятельности школы:
Принцип развития – предлагает обеспечение нацеленности всех компонентов и средств педагогической деятельности на процессы развития личности учащегося, педагога, родителя и окружающего социума.
Принцип творчества – характеризует одну из сторон жизнедеятельности школы, в которой творчество является одновременно и целью, и средством, и критерием эффективности педагогического процесса.
Принцип нравственности – обеспечивает формирование нравственной направленности, творческого самовыражения личности, ее мотивов, интересов и ценностных ориентиров.
Принцип системности – подразумевает, что творческая личность как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.
Принцип доверия и поддержки – позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания; внутренняя мотивация, а не внешние воздействия должны приводить к успеху в обучении и воспитании.

 

 
   

2006 ©РМРИЦ г.Алексеевка